Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автотранспорт является экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных случаях обыватели зачастую называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это наименование более 7 лет тому назад, подавляющее большинство следователей, адвокатов, судей, юристов все также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, без уточнения вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного определения требуемой экспертизы, в общей практике часто рождаются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, где необходимы специальные знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

В таких случаях возникает нехорошая ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, из-за чего установленные сроки расследования дела не выдерживаются в следствии безграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Основные цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дороги в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспорта и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспорта и других объектов по поверхности автомобильной дороги;

Выявление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: отсутствие дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных знаков, неверная разметка дороги и иные негативные особенности обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту необходимо предоставлять все материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение комплекса информации о происшествии.